Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДМШ №1

Выполнена: концертмейстер Черненко А.А.
Стерлитамак 2015 г.

Концертмейстер и аккомпаниатор – самая распространенная профессия среди пианистов. Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, музыкальные и педагогические училища и вузы. Ранее понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине ХIХ века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту.

Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. К сожалению, методической литературы по вопросам концертмейстерского мастерства не так уж много. Вопросам концертмейстерской деятельности посвящены работы Н. Крючкова, А. Люблинского, М. Смирнова, Е. Шендеровича и некоторых других авторов. Полезные рекомендации концертмейстерам, работающим с вокалистами, содержатся в статьях Л. Живова, Т. Чернышовой, 2 Е. Кубанцевой, И. Радиной.

В образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусств концертмейстеру принадлежит особая роль, поскольку для развития творческой индивидуальности ребенка, воспитания будущего музыканта или любителя искусств необходима тщательно подобранная и организованная совместная работа руководителя и концертмейстера. При всем разнообразии и определенных особенностях работы в разных классах и на различных отделениях попытаемся сформулировать ряд общих специфических черт в работе концертмейстеров ДШИ и ДМШ в классе вокала.

Если во взаимодействии концертмейстера и руководителя хора существует такая особенность, как понимание концертмейстером дирижёрских жестов, для чего он должен знать основные приёмы дирижирования; изучить движения, обозначающие ауфтакт, дыхание, снятие звука и др.; жесты, изображающие штрихи и оттенки, то в работе с вокалистами рука дирижёра отсутствует. Это создаёт дополнительные трудности в общении с певцом. Концертмейстер должен сам угадывать намерения солиста. Если в хоре дирижёр ответственен за качество звука, он участвует в его формировании, то, работая с певцом, концертмейстер должен интуитивно чувствовать, когда возникнет звук и когда солист возьмёт дыхание.

Одной из важных особенностей является умение и готовность быть «вторым». Отсутствие этого качества становится особенно заметным во время публичных выступлений, поскольку, пытаясь выделиться, можно заглушить, «забить» солиста, нарушить ансамбль. Все должно подчиняться замыслу композитора, солиста или руководителя коллектива, важно чувствовать меру, осторожно сохраняя звуковой баланс. Другое, не менее важное требование – точнейшее следование тексту. Динамика и агогика, как и сам текст, должны быть соблюдены самым точнейшим образом. Недопустимо в текстах, особенно классиков, написанных именно для фортепиано, переделывать оттенки, мелизмы и проч.

Концертмейстер, как и педагог, должен внимательно изучить индивидуальные особенности вокального аппарата ученика, его недостатки и достоинства. Работая с вокалистами, концертмейстер должен знать возрастные особенности развития голоса учащихся. Концертмейстер под руководством педагога учит певца правильно распределять силу звука на протяжении всей песни или романса. Концертмейстер должен напоминать ученику, какой выразительности он может добиться, разнообразя силу и окраску звука, насколько он при этом сбережет свой голос.

Знание таких тонкостей помогает концертмейстеру профессионально подходить к вопросу образования звукового баланса и применению здоровье сберегающих технологий. Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе учебной программы.

Концертмейстеру приходится в это время проигрывать большое количество музыкальных произведений различной сложности, поэтому ему необходимо уметь хорошо читать с листа, виртуозно владеть инструментом. Пианистка, кандидат педагогических наук Е. И. Кубанцева выделяет несколько этапов работы концертмейстера над аккомпанементом вокального сочинения:
● предварительное зрительное прочтение нотного текста (музыкально-слуховое представление);
● проигрывание произведения целиком;
● ознакомление с данными о творческом пути композитора, его стиле, о жанрах, в которых он работал; выявление стилистических особенностей сочинения;
● отработка на фортепиано эпизодов произведения;
● выучивание своей партии и партии солиста;
● анализ вокальных трудностей;
● постижение художественного образа сочинения; составление исполнительского плана;
● правильное определение темпа; нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах;
● репетиционный процесс в ансамбле с солистом;
● воплощение музыкально-исполнительского замысла в концертном исполнении.

На заключительном этапе работы большое значение имеет отбор выразительных средств и окраски звучания.

В процессе работы с певцом концертмейстер должен учитывать, что от точно найденной фортепианной звучности порой зависит и звучание сольной партии.

Например, грубый, стучащий звук аккомпанемента вызывает форсиро — 4 вание звука вокалистом, мягкое «пение» фортепиано приучает солиста к правильному звуковедению, оберегает его от «крика». Если юный певец еще не обладает навыками сольфеджирования по нотам, пианист должен сыграть ему мелодию песни или романса на фортепиано и попросить воспроизвести ее голосом. Для облегчения этой работы всю вокальную партию можно разучивать последовательно по фразам, предложениям, периодам.

Для успешной работы с вокалистами необходимо также знание основ фонетики итальянского, желательно и немецкого, французского, языков, т. е. знать основные правила произношения слов на этих языках, в первую очередь – окончаний слов, особенности фразировочной речевой интонации. Важным моментом является психологическая совместимость участников образовательного процесса.

Следует выделить особую эмоциональную окрашенность занятий, умение педагога и концертмейстера диагностировать состояние учащегося, предвидеть и обеспечивать его развитие. И концертмейстеру, и педагогу очень важно обладать коммуникативной культурой, проявлять педагогический такт, терпение и оптимизм в воспитании обучающегося. Подбор и исполнение разнообразного сопровождения воспитывает у детей гармонический слух, развивает чувство стиля и жанра. Также развитию гармонического слуха у учащихся способствуют импровизация и аранжировка. Освоение фактурных формул различных жанров – необходимая составляющая работы концертмейстера.

Таким образом, функции концертмейстера носят в значительной степени психолого-педагогический характер, поскольку они заключаются в развитии личности юного исполнителя, в организации поэтапной работы над музыкальным произведением, в разучивании с солистом нового репертуара. Особенности работы концертмейстера с вокалистами заключаются в глубоком понимании природы музыкального искусства и певческого голоса, специфики вокального пения, секретов взаимодействия голоса и инструмента.

Концертмейстер – это аранжировщик, репетитор и правая рука педагога класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеева, Н. Е. Специфические особенности работы концертмейстеров в детской школе искусств / Н. Е. Алексеева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
2. Есмагамбетова, Г. М. Особенности работы концертмейстера в классе вокала / Г. М. Есмагамбетова // Музыка и жизнь/Музыка: изучение и преподавание.
3. Казаченкова, А. Специфика работы концертмейстера на уроках вокала
4. Киселева, Е. Г. Особенности работы концертмейстера в классе вокала ДШИ и ДМШ / Е. Г. Киселева // СибАК. Научно-практические конференции ученых, студентов и школьников с дистанционным участием. Авторские и коллективные монографии.
5. Колпакова, Н. Н. Особенности работы концертмейстера в классе сольного пения и на уроках хора.

Сайт создан в веб-студии Be6.Ru +7 (905) 00-42-999