Особенности работы с учащимися дошкольного возраста в классе домры

Преподаватель ДМШ №1 Вавричук С.Е.

Существуют различные педагогические направления и школы. Какая из них предпочтительней — сказать, видимо, нельзя: о школах, о приемах, о методах ведется множество дискуссий. Лично мне близки, та школа, то направления, для которых главная задача — помочь любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность.

Мне не раз приходилось убеждаться в правоте слов Ромена Роллана: «мы хорошо знаем, что все человеческие идеи вращаются в ограниченном кругу, то появляясь, то исчезая, но, не переставая существовать. И как раз те, которые кажутся нам новыми, зачастую оказываются самыми старыми: дело лишь в том, что мир их давно не видел». В любом случае, если люди в своем поиске приходят к сходным решениям, это может быть подтверждением того, что они на правильном пути.

В лекции посвященной детской музыкальной педагогике обязательно должно определено вместо для разговора о развитии слуха. Вижу, слышу, осязаю глава в которой рассказано о детской сенсорике. До недавних пор считалось, что представительство различных сенсорных участков в коре головного мозга в течение всей жизни человека остается неизменным. Однако современными исследованиями доказано, что корковые карты подвергаются непрерывной модификации, зависящей от эксплуатации сенсорных систем. Поскольку разные люди воспитываются в различных условиях и испытывают воздействие внешней среды в различных сочетаниях, а также по-разному применяют сенсорные и моторные навыки, архитектура мозга модифицируется у каждого ребенка по — своему. Труд педагога — это нескончаемые новые ощущения и переживания, он требует огромных затрат душевных сил и энергии. Эта работа не прекращается ни на минуту, продолжаясь всегда и везде. Новые ощущения — это радость, но она не дарит покоя. Любое, даже самое малое открытие, находка требуют многократных проверок, подтверждений и — новых поисков.

Преподавателю по специальности, как и любому другому педагогу, нужно хорошо понимать, как хрупок детский организм, как важно заботиться о том, чтобы не навести ущерб здоровью и гармоничному развитию ученика.

Мое глубокое убеждение: их истоки следует искать в неправильных методах первоначального обучения.

Ошибки педагога, дефекты преподавания, особенно на раннем, первоначальном этапе обучения музыке, могут нанести! непоправимый ущерб ученику.

Всякое насилие, крик, жесткость с его стороны внушают ребенку иррациональный ужас, калечат психику, тормозят развитие личности, притупляют ум и волю.

Если педагог в несдержанной форме высказывает свое мнение о способностях ученика или дает отрицательную оценку его природным данным, это может привести к психологическому срыву ребенка.

Внимание к душевному состоянию ребенка — непременное условие работы с детьми!

Очень важно найти правильную тональность общения — с одним можно разговаривать лишь тихо и ласково, с другим необходимо использовать все богатство эмоционально окрашенной речи. Некоторые дети лучше всего реагируют на сдержанность, «дистанционность» (это придает им значительность в собственных глазах).

Но в любом случае одно из основных требований к педагогу — безмерное чувство такта и абсолютное уважение к ученику.

Чувствуя особенности ученика — его характер и привычки, свойства нервной системы, темперамент, склад психики, педагог может подобрать разные формы педагогического воздействия. Разумеется, в любом случае дети нуждаются в поощрении, тем более во время музыкальных занятий.

Во время урока опытный педагог, учитывая индивидуальные особенности ученика, правильно дозирует нагрузки. Не следует торопить педагогический процесс, В каждом конкретном случае надо учитывать выносливость ребенка. Нет никакой необходимости всегда и обязательно строго придерживаться заранее продуманного плана занятия — импровизация, реакция на конкретную ситуацию, на сегодняшнее состояние малыша, его настроение могут оказаться гораздо более действенными. Особенно это важно в работе с детьми младшего возраста.

Прежде чем приступить к занятиям на инструменте нужна общая подготовка, которая разделяется на несколько этапов: гимнастика (дыхательная, двигательная), посадка, изучение нот, ознакомление с цифрами, знакомство с аппликатурой.

ГИМНАСТИКА

В своей педагогической практике я неизменно использую различные гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.

Упражнения для правильной осанки

«Стройность, величавость» — так определил понятие «осанки» В.Даль, врач и языковед. Годами, наблюдая за детьми, убедились, что осанка становится подчас своего рода «зеркалом души», отражает не только физическое, но и психическое состояние ребенка, его настроение, характер. Дети с плохой осанкой — это дети часто робкие, пассивные. Никогда не поздно заняться исправлением осанки, но гораздо легче не допустить ее дефектов.

  1. «Лифтик» Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободные и немного опущены. Руки впереди корпуса. Кисти расслаблены, свисают свободно. Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице. Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки ‘малыша, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки.

Убедившись, что тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорной на ноги, на тазовый пояс, а шея и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, они падают свободно, долго раскачиваются, как маятник. До полной остановки.

Здесь очень важно проследить, чтобы не был зажат шейный отдел.

  1. «Балерина» Чуть прогнутый корпус. На вдох поднять на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).

Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

  1. «Палочка» Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук.

Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

  1. Вращательные движения

Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются начать с простейших упражнений: поднимать и опускать плечи. В этом упражнении важно определить — в чем состоит трудность для ребенка, и, начиная с простых движений, по мере возможности усложнять их.

Безусловно, для того чтобы научить прямо «держать спину», нужно делать упражнения не только для снятия напряжения с шейных и плечевых мышц, но и для укрепления нижних мышц спины.

  1. «Шейка» Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.

Эти пять упражнений приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям дети не будут ощущать усталости в плечевой области и не станут «помогать себе», поднимая плечи.

РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА

Чистота музыкальной речи зависит не только от музыкального мышления, не только от общего музыкального мышления, но и непосредственно от общего развития интеллекта ребенка, от состояния его здоровья, чистоты словесной речи и пр.

Когда-то я недооценивала глубокую связь между речевыми дефектами и сложностями, с которыми ребенок сталкивается в своей музыкальной речи (артикуляции). И напрасно. Со временем заметила, что если ребенок не выговаривает буквы, если его речь прерывается частым неровным дыханием, если он не умеет правильно строить фразу, то и в его музыкальной речи тоже будут сбои, запинки, прерывистое дыхание. То есть музыкальная и вербальная (словесная) речь в чем — то глубинно взаимосвязаны.

Музыкальное мышление и музыкальная речь могут быть сформированы, если подходить к процессу обучения с определенной логической позиции: обучение музыке не должно быть оторвано от обучения речи. Пение и сольфеджирование, то есть звуко-речевая игра, должны сопровождать весь процесс обучения игре на инструменте. звуко-речевая игра помогает добиться успеха, как в становлении музыкальной речи, музыкального интеллекта, так и в развитии вербального интеллекта.

Пропевание отдельных фраз прекрасное упражнение, которое не только способствует исправлению речевых дефектов, но и тренирует дыхательный аппарат. Ребенок учится так регулировать дыхание, чтобы распределить выдох на всю фразу, не делать дополнительного вдоха до ее окончания. То есть он учится соизмерять глубину и частоту вдохов с фразами музыкальной речи. Впоследствии, когда он начнет играть на инструменте и одновременно сольфеджировать, навык пропевания музыкальных фраз поможет ему справиться с достаточно сложной фразировкой.

Что можно посоветовать, если у ученика существуют речевые расстройства, которые могут помещать нормальному обучению? Кроме приведенных выше приемов пропевание (сольфеджирование) отдельных фраз и упражнений- диалогов очень важна дыхательная гимнастика и ряд других упражнений.

Например, сочинение мелодий к стишкам-скороговоркам. Хорошо, если эти стишки помогут решить определенные артикуляционно-фонетические задачи:

Резиновую Зину купили в магазине, ‘ ‘

Резиновую Зину в корзине принесли…

Или чтение любых детских стихов, но таким образом, чтобы не делать вдоха до окончания строфы:

Жили в квартире сорок четыре

Сорок четыре веселых чижа

(и только после этих слов разрешен вдох!)… и так далее.

Для того чтобы установить правильное дыхание и попутно выяснить, нет ли какой-либо патологии со стороны дыхательных путей и носоглотки, что могло бы отрицательно сказаться на занятиях музыкой, существует множество очень полезных и несложных упражнений — разные варианты вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи и длительные выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперёд руки, можно наоборот. Главное научить регулировать дыхание. Вот несколько таких упражнений.

  1. «Оттолкни веточку» Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперёд руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.

  2. «Животик дышит» Малыш держит на верхней части живота в районе (диафрагмы). Он ровно, он ровно, размерено дыши не поднимая плеч, вдох- выдох, несколько раз. Положить руки ему на плечи. Если плечи начинают подниматься, руками сразу чуть сильнее надавить на них.

Можно менять тип дыхания и в этом упражнение: вдох короткий, а выдох продолжительный. В этом упражнение, всегда объясняется каким-нибудь понятным образом. В данном случае руки малыша, лежащие в районе диафрагмы,

чувствуют, что живот соответственно вдоху или выдоху то увеличивается, то уменьшается: «животик дышит». При этом плечи остаются неподвижными.

Если упражнение не удается, следует заменить его более простым. Например, указательным пальцем ребенок закрывает левую ноздрю на вдохе, а при выходе правую. Если и это не получается, сама помогаю ему закрывать то одну, то другую ноздрю. Потом — вдох через левую, а выдох через правую ноздрю.

Многие дети по тем или иным причинам дышат ртом. Их следует постепенно приучать к носовому дыханию. При необходимости рекомендую обратиться к отоларингологу.

Есть дети, которые очень нервничают перед выступлением или даже перед уроком. Дыхательные упражнения — замечательное успокоительное средство. При помощи таких упражнений можно снизить появившееся от волнения сердцебиение.

  1. «Плавание» Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»).

Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются до полной остановки.

ПОСАДКА

Формирование профессиональных игровых навыков требует соответствующей подготовки игрового аппарата домриста в данном случае игрового аппарата левой руки, с перспективой развития её двигательных функций, способных справиться с любыми фактурными вариантами.

В работе с детьми следует учитывать объективные и субъективны обстоятельства. возрастного порядка, особенно те которые вызваны необходимостью пользоваться сразу полным инструментом, без возможности поиграть сначала на инструментах уменьшенных размеров (1/2, 3/4 и т.п.). Это вызывает трудности начального этапа обучения.

В книге « За роялем без слез …» Т.В. Юдовиной-Гальпериной описана работа педагога над звуком-звукоизвлечением. Она придумала понятную детям историю — для того, чтобы научить ребенка сливаться с роялем, чтобы всё их внимание направить к струнам, а не к клавишам.

Рассказать малышу, что у него где-то в спине озеро и вода стекает из этого озера по рукам предплечьям, локоткам, кистям в наши дома (ладоши) до самых кончиков пальцев, до подушек. И эта вода дает стрункам напиться.

Наилучший звук — тот, который наилучшим образом выражает данное содержание (Г.Г. Нейгауз). А содержанию музыкальных произведений мы уделяем много времени. Но начало всему — первое «прикосновение» к звуку. И главное, чтобы оно было «Благородным».

Каждый педагог вынужден добиться правильной посадки ученика за инструментом, правильной постановки руки и пр. но дети не поймут нас, если мы просто «будем делать им замечание или давать «взрослые» советы как сидеть, как держать руки и пр. Более того — это скучно и утомительно не только для

ученика, но и для педагога. Гораздо полезнее заинтересовать и найти контакт с ребенком, чтобы он понял требование взрослого человека. Например, можно рассказать сказку. Начинаю описание сказки «Золотой ключик» которую обычно рассказываю на первых уроках (а потом часто к ней возвращаюсь).

У меня уже накопилось множество разных вариантов этой сказки, потому что каждый ребенок, каким — то образом влияет и на меня, и на сюжет повествования.

СКАЗКА

«Жила — была черепаха (большой палец), звали ее Тортила…. Много-много лет тому назад она поселилась в старинном пруду (ладонь), на дне которого (в центре ладони) лежал Золотой ключик от потайной двери в каморке папы Карло (нижние мышцы спины). Со временем пруд покрылся плотным ковром зеленой тины (тина — кожа), и под этой тиной Золотой ключик не был виден. Он спрятался.

Тортила очень добрая: помогает своим друзьям, за больными ухаживает, и все вокруг ее очень любят. Она такая большая, занимает почти весь пруд, и хоть с виду малоподвижная, на самом деле почти все время что-то делает. Каждое утро она начинает с гимнастики, для того чтобы оставаться молодой и подвижной в свои неполные 300 лет. Черепаха Тортила очень любит голубоглазую Мальвину (4 палец) в чудесном розовом платьице. Она такая маленькая, тоненькая, но очень самостоятельная. Симпатичная Мальвина и мудрая добрая Тортила часто подплывают друг к другу и разговаривают о разных разностях. Например, о том, как помочь неповоротливому и упрямому Пьеро (3 палец). Пора ему стать, наконец, самостоятельным. Вечно ему надо обо всем напоминать — даже о том, чтобы он не забыл вымыть руки перед едой. Несамостоятельный Пьеро все время норовит увильнуть — то прячется за Мальвину, то прижимается к Буратино (2 палец)

Буратино — совсем самостоятельный: смелый, сильный…. А когда-то был просто деревяшкой! «Был поленом — стал мальчишкой, обзавелся умной книжкой!»

У черепахи Тортилы есть друг — проворный и ласковый щенок со смешным именем Локоток. Локоток и Черепаха (локоть и большой палец) очень привязаны друг к другу все делают вместе.

Однажды в теплый осенний вечер Тортила плыла на лепестке кувшинки по своему роскошному Пруду и вдруг услышала пронзительный лай Локотка с другого берега. Собачий язык, к счастью, черепаха понимала. Что случилось? Локоток звал ее на помощь: он узнал, что тайна старинного пруда раскрыта!!!

Мальвину, Пьеро и Буратино преследует в своей карете грозный Карабас- Барабас (шея). А вертлявый, но очень трусливый продавец пиявск Дуремар (кисть руки), который выполняет все приказы грозного Карабаса — Барабаса уже почти залез в пруд и хочет сачком достать со дна Золотой ключик.

Сам Карабас — Барабас к пруду спуститься не может, потому что по дороге его карета сломалась. Но сломалась она, конечно, не сама по себе ее испортил верный друг Буратино пудель Артемон (2-й палец).

Карета с Карабасом Барабасом теперь с места сдвинуться не может — ни вверх, ни вниз. А без кареты тучный Карабас — Барабас и шагу ступить не в состоянии, так как сразу путается в своей длиннющей бороде.

Справа и слева от кареты на деревьях спрятались одноглазый кот Базилио и хитрая лиса Алиса (плечи) — они нечестные, отняли у Буратино монетки, вот теперь и прячутся. Они пытаются забраться высоко-высоко и разведать, куда убежали Буратино и его друзья.

Но в это время подул ветер (дыхание). Дует он под деревьями (подмышечные впадины) и мешает забраться повыше коту Базилио и лисе Алисе…

Пусть ветер дует — он помогает Буратино и его друзьям (не надо поднимать плечи и плотно прижимать руки к грудной клетке).

Пока всю эту историю Локоток Тортиле рассказывал, Буратино, и его друзья появились на берегу пруда. Куда же им спрятаться? Около пруда — Дуремар, значит им надо на другую сторону. Черепаха подплывает к беглецам и помогает им переплыть через старинный пруд к ветхому, старому домику, который стоит прямо в воде.

В этом домике они и поселились: совсем недалеко от Тсртилы устроился пудель Артемон. Артемон все время занят — он домик сторожит день и ночь (дети не любят начинать играть третьим пальцем, а предпочитают указательный; но если он занят важной работой сторожа тогда делать нечего…). Рядом с Артемоном — смелый и находчивый Буратино; потом Пьеро, который все-таки хочет оставаться между Буратино и красавицей Мальвиной. Ну, а Мальвина, конечно, в отдельной комнатке — она же очень независимая!

Наступает ночь. Беглецы заснули, (я дую на детские руки — мышцы расслабляются, пальчики «засыпают»). Спит в своей карете Карабас Барабас. Ветер бороду его растрепал, и он навсегда запутался в лесной чаще, никогда он больше к пруду не спуститься…. Даже Дуремар, который так ничего, кроме тины, и не выловил из пруда, тоже заснул (все это помогает детям расслаблять мышцы).

А наутро Дуремар опять за свое принялся. Но недаром черепаха Тортила была такой большой и занимала почти весь пруд — она помешала Дуремару достать Золотой ключик.

Далеко-далеко от старинного пруда в своей каморке (спина) бедный папа Карло (мышцы спины) думает о Буратино и тревожится, о нем. Он даже на расстоянии хочет помочь своему сыночку и его друзьям, готов заботиться о них (место поддержки нижних мышц спины), ведь только с его помощью они могут попасть в Волшебную страну звуков через потайную дверку к каморке (дети непроизвольно чуть прогибаются и подтягивают спинку — и сразу осанка!).

Давай и мы поможем нашим друзьям и так поставим ножки, сделаем на них упор, чтобы во время, по первому зову прийти к ним на помощь!

Мы не будем поднимать плечи иначе кот Базилио и лиса Алиса залезут на дерево и заметят, где спрятались Буратино и его друзья.

А если мы ссутулимся, то карета с Карабасом — Барабасом скатится к пруду…»

Так во время урока, разговаривая с детьми, я могу передавать им в сказочной форме все свои указания, все наставления, и они прекрасно меня понимают:

«У тебя черепаха Тортила не заботится о Мальвине и ее друзьях!»

«Ах, какой у тебя сильный (напряженный) Дуремар так он попадет на дно пруда и достанет Золотой ключик!»

«Пьеро! Скоро ли ты станешь самостоятельным?»

«А где каморка папы Карла?»

«Ты ведь так не сможешь помочь Буратино и его друзьям! Ну-ка, встань, пожалуйста. Вот видишь — ножки совсем не приготовились и оказались не на месте!»

«Локоточек совсем никому не помогает».

«Давай научим черепаху Тортилу ходить и бегать!»

Хочется сделать одно замечание. Почему именно сказка о Золотом ключике так подходит для наших целей? Потому что «Золотой ключик», спрятанный в центре ладони, — образ той необходимой силы, которая дает импульс беглости пальцев. Но здесь мы уже переходим к следующей нашей задаче — к разговору об организации аппарата.

Для того, чтобы перейти к следующему этапу обучения необходимо познакомить детей с цифрами (если они не знакомы).

Можно положить ручки малыша на чистый лист бумаги и обвести карандашом, потом поставить около контура каждого пальца пластмассовую цифру. Тогда изучение цифр от единицы до пятерки станет одновременно и обучением первым аппликатурным навыкам. Ребенок разглядывает нарисованные руки, смотрит на цифры, а я читаю ему стишок «Про пять .пальцев» из сборника Л.Хереско.

Пять пальцев на руке своей Назвать по имени сумей Главный палец — боковой Называется большой.

Первый палец указчик старательный,

Не зря называют его указательный Второй твой палец Как раз посредине, поэтому средний Дано ему имя.

Третий палец зовут безымянный,

не поворотливый он и упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший любимец.

Четвертый по счету

Зовется мизинец.

Читая стихотворение, перекладываю цифры с рисунка на пальчики малыша. Ребенок довольно скоро усваивает и изображение цифры, и, какая цифра принадлежит какому пальцу. Многие дети зрительно легко запоминают порядок расположение цифр и безошибочно расставляют цифры в правильном порядке: каждому пальчику — нужная цифра. Но для того, чтобы узнавание стало сознательным, нужно ещё тренироваться, играя в специальные игры.

Ребенок сам подсказывает новый путь изучения цифр и знакомства с аппликатурой. Например, один из учеников попросил нарисовать фломастером цифры на его пальчиках. Другой повесил над своей кроватью рисунок — свои ручки с цветными цифрами, около каждого пальца. Третий стал сам класть цифры на свои пальчики. Четвертый пришел на урок в перчатках с нарисованными на них цифрами.

Очень живо все реагируют на такой вариант игры. Я «нечаянно» располагаю цифры на рисунке неправильно. Дети мгновенно видят это и требуют расставить их как надо, помогая мне в этом. Теперь можно быть уверенной, что цифры им запомнились.

Следующая задача ориентация в расположении нот на нотном стане.

Знакомство с нотами начинается на нотоносце только не на бумаге а на руке самого ребенка, конечно, это должно проходить в игровой форме. Ноты можно выучитывать не по порядку а в разброс, в зависимости-какую струну в этот момент мы изучаем.

Для освоения этого материала я составила маленький альбом с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста. Пьески и песенки (входящие в этот альбом) сопровождаются стихами. Поэтический текст не только помогает создать материальный настрой ребенка заинтересовать его, он как бы разъясняет содержание музыки. С точки зрения знакомства с основными компонентами исполнительной техникой маленького домриста альбом дает возможность работы над основными её элементами: динамикой, артикуляцией, тембром, аппликатурой. Даже первая песенка «Осенний дождичек» может стать материалом для развития музыкально исполнительных навыков ученика. Здесь же я знакомлю ребенка с обозначениями (сгеsс.) и (dim.). Затем мы разучиваем с учеником песенку с динамическими оттенками, отражающими конкретное образное содержание.

Чтобы развить и сохранить в ребенке личность, способную на яркое самовыражение, педагог, мыслящи, естественно, категориями взрослого человека, ни в коем случае не должен требовать от малыша логического осмысления, чистоты и точности исполнения нотного текста.

Если учитель видит, что путь к чистоте исполнения начинается с богатства образованных ощущений, то он скорее достигнет цели. Другими словами, в обучении музыке поэтика и образность важнее, нежели отсутствие погрешности в нотном тексте.

Дети при этом могут потерять всякий интерес к занятием. В таких случаях любыми путями стараюсь скрасить однообразие механической работы, рассказывая сказки, придумывая подходящие образы.

Чтобы ученик не потерял интерес к занятиям, вносите игровые моменты придумывайте вместе с ним интересные названия упражнениям. Если что-то не получается, замените задание более легким или отложите выполнение до того времени, когда у ребенка окрепнет рука.

От внутренней скованности или чрезмерного усердия у детей иногда появляются не желательные привычки сопения, закусывание губы и т.п.

Необходимо сразу обратить их внимание на это, чтобы не красивые привычки не укоренились. Нужно следить, чтобы не было перегрузок, стараться раскрепостить ученика, чтобы его игровые движения стали естественными.

Список литературы

  1. Сугоняева Е.Э. «Музыкальные занятия с малышами» (методическое пособие для преподавателей ДМШ)

  2. «Аппликатура начального этапа обучения» (методическая разработка для преподавателей ДМШ)

  3. Т.В.Юдовина – Гальперина «За роялем без слез, или я детский педагог»

  4. Е.Климов «Совершенствование игры на трехструнной домре»

Сайт создан в веб-студии Be6.Ru +7 (905) 00-42-999