Виды, методы и формы домашних заданий, применяемые преподавателями в ДМШ№1 г. Стерлитамак

Материал подготовила преподаватель
высшей квалификационной категории
МАУ ДО «ДМШ№1» г. Стерлитамак
Никитина Н.Ю.

Выполнение домашних заданий может способствовать развитию инициативы учащихся, активизировать их познавательную деятельность и тем самым развивать их мышление. Очень важное место должны занять задания творческого характера. Они не только формируют стойкий интерес к знаниям, но и развивают интерес к самому процессу приобретения знаний, т.е. к познавательной деятельности.
Каждый ребенок от природы творец. Однако способность и стремление самовыражаться могут погаснуть со временем. Нужно предлагать ученику различные творческие работы, охватывающие, в том числе, сферу его интересов, чтобы сохранить желание к творчеству на всю жизнь. Даже в общеобразовательных школах рекомендуется больше давать домашних заданий творческих, ведущих детей к поиску: составить план, рассказ, описание, заполнить таблицу, сделать рисунки, написать сочинение и т.д.
Творческие задания помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей. Приходится сталкиваться на практике, что выполняя задание по слушанию музыки и музыкальной литературе, ребёнок демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные (рисунки к прослушиваемым произведениям). Но и творческие задания могут быть разного уровня сложности, объема, иметь различные дидактические цели, быть обязательными или дополнительными, индивидуальным или групповым, иметь различную по времени подготовку. И если задаться целью, то оказывается, что практически по каждой теме можно придумать задания творческого характера. При этом в разных группах одно и то же задание может быть обязательным или дополнительным, а так же выполненном на разном уровне. Заведомо понятно, что учащиеся с разным уровнем подготовки не смогут выполнить одно и то же задание на том же уровне, что и дети, имеющие более высокую мотивацию к обучению и способностям к обучению. Но в любом случае многие учащиеся с радостью воспринимают интересные задания, имеют возможность попробовать свои силы, получить высокую отметку. Я таково рода задания оцениваю не ниже отметки «4», что дает стимул на дальнейшее. В некоторых случаях мы с учащимися индивидуально исправляем ошибки, доводим работу до логического завершения, что дает возможность в последствие делать это уже ученикам самостоятельно. Так же лучшие работы демонстрируются классу либо учителем, либо самим учеником.
Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому.

Классификация творческих домашних заданий

По содержанию По виду деятельности По уровню оформления
1. Вопросник

2. Кроссворд

3. Ребус

4. Сообщение

5. Доклад

6. Сочинение

7. Реферат

1. Индивидуальная

2. Парная

3. Мелкогрупповая (3–7 чел)

4. Групповая (10–12 чел)

1. Рабочая (в тетради, «с листа»…).

2. Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…):

Примеры творческих заданий, используемых в качестве домашнего задания в нашей школе преподавателями слушания музыки и музыкальной литературы:

1. Устная форма домашней работы:
1) Музыкальная викторина (обязательный вид подготовки к каждому уроку). Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений, предусмотренных программой (компакт диски с музыкальными произведениями для каждого класса у учащихся имеются в наличии). Данный вид домашнего задания предусмотрен в каждом классе.
2) В 3 классе к устному домашнему заданию можно отнести задание, позаимствованное мною из педагогического арсенала Ш.А.Амонашвили: «поохотиться» дома за народными песнями, кто больше услышит и запомнит их от родителей. В этом же триместре дети узнают, что они и сами являются распространителями народных песен, но уже среди товарищей, а когда вырастут, то и среди своих детей. Можно попросить ученика выучить с другом или подружкой народную песню, который один из них раньше не знал. На следующем уроке, после опроса, можно задать вопрос о том, кто научил их петь эту песню. А также спросить: «А кому же вы её передадите?» Ответ: «Всему классу».
3) В старших классах, на уроках музыкальной литературы, это может быть традиционная форма – пересказ биографии, или истории создания произведения композитора, с обязательным условием добавить информацию, которой нет в традиционном школьном учебнике.

2. Наглядная форма домашней работы:
Распечатать портрет композитора, записать пройденные произведения в классе на оборотную сторону листа (1-3 кл) и краткой биографией (4-7кл).
3. Наглядно-демонстративная, иллюстративная форма домашней работы:
1) Рисование. Самый распространенный вид детского творчества. Учитывая возраст учеников можно предложить нарисовать иллюстрацию к теме урока или к музыкальному произведению. Главное, чтобы каждый рисунок передавал характер, образ музыкального произведения, имел эмоциональную окраску, выражал отношение «художника» к содержанию музыки.
Например: Тема урока «Кульминация» (1 кл), можно нарисовать морские волны разной высоты и самая высокая из них будет носить имя «кульминация». К пьесе «Три подружки» Д. Кабалевского, ребята «наряжают» этих подружек по-разному, но на всех рисунках узнаём в них Резвушку, Плаксу и Злюку. К теме «Музыкальный образ» (2 кл) нарисовать трех главных персонажей из вступления к опере Римского-Корсакого «Золотой петушок» (обязательным условием является, чтобы все 3 персонажа находились на одном листе, как они появляются во вступлении). К пьесе Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (1 кл) ребята с радостью рисуют самих птенцов и их неуклюжий танец. К теме «Танцы. Танцевальная музыка» (3 кл) ребята стараются передать эпоху старинных танцев. На уроке во 2 классе, когда проходим «Мимолетности» Прокофьева, сначала даем название каждой пьесе, а дома рисуем понравившуюся мимолетность.
В 4 классе (музыкальная литература,1 год обучения) дети с удовольствием рисуют рисунки к музыкальным формам, это задание позволяет легко усвоить материал и выявить пробелы в знаниях формы.
2) Демонстрация домашнего задания с предварительным разбором инструментального произведения. Во 2 классе на уроках слушания музыки к теме «Мотивная работа» можно дать задание: в пьесе по специальности (крупная форма), в разработке, определить приемы развития темы, которые использовал композитор, продемонстрировать их на следующем уроке.
В 6 классе урока музыкальной литературы к теме «Вокальное творчество» разучить с учеником романс и исполнить его на уроке.
Старшие классы (6,7): в качестве домашнего задания к теме «Инструментальные жанры» — разбор произведения по специальности, с целью определения формы, приемов развития музыки, черт стиля композитора, эпохи, конечно же с показом работы на следующем уроке.

4. Письменная форма домашней работы:
В качестве письменных работ можно предложить такие домашние задания: написать три настроения музыки; определить настроение незнакомого произведения (1 кл). Во 2 классе к теме «Приемы развития музыки» — мелодию из учебника сольфеджио записать приемами развития, пройденными на уроке. Или из того же учебника найти примеры к теме «Пары периодичностей». К теме «Пары периодичностей» предлагаю найти примеры из литературы (разбор стихотворения, с объяснением, какие строчки рифмуются, те и будут парами) (2 кл). К теме «полифония», предлагается досочинить нижний голос к мелодии песни «Маленькой елочке холодно зимой» (2 кл). В 3 классе к теме «Народное творчество» сочинить свой вариант песни-игры «Заинька», выписать праздники солнечного и лунного календаря,
В конце 1, во 2 и 3 классе одним из видов домашнего задания можно дать незнакомое произведение, с целью определить настроение музыки и элементов музыкальной речи. В 1 классе 3,4 ЭМР из 11, во 2 классе – 6,7, в 3 классе – все.
Письменные задания по музыкальной литературе усложняются. Записать определения терминов, понятий в словарь (тетрадь). Задания к теме «Музыкально-театральные жанры» могут быть такими: прочитать содержание оперы (или балета), выписать краткое содержание; составить таблицу по персонажам оперы, например,

Персонаж Вокальный номер действие Певческий

голос

Название

оперы

композитор
Ленский ариозо 1 картина тенор «Евгений Онегин» Чайковский

А также, выписать героев оперы и их певческие голоса; по определенному плану подготовить материал по новой опере (например, год создания, жанр оперы, автор либретто, структура оперы, премьера); кроссворд.
Тема «Музыкальные формы» (4 кл): нарисовать рисунок к каждой пройденной форме; написать сочинение к форме 3-х частная репризная.
А также задание, послушать незнакомое произведение, чаще всего инструментальное и написать «что я себе представляю» (мини сочинение). Оно может быть в любом классе музыкальной литературы.
Необходимо отметить, что названные выше формы и виды работы не являются основными (за исключением прослушивания викторины) и не должны вытеснять традиционные.

Заключение.
В процессе преподавания музыки различные виды домашних заданий были сформированы в определённую систему. Это, конечно, не значит, что домашние задания не могли варьироваться или меняться. Напротив, живая практика работы с детьми предоставляет большие возможности для появления заданий интересных и полезных в школьном обучении. Опыт убеждает: домашние задания по слушанию музыки и музыкальной литературе важны не только в музыкально-эстетическом воспитании детей. Cо своей стороны, говоря о роли домашнего задания в обучении, хотела бы отметить: нельзя обучать без домашнего задания, это крах для ученика: сначала он теряет элементы знаний, затем утратит системность в знании, а результат – неспособность освоить новый материал. Будем надеяться, что домашние задания займут достойное место в структуре современного урока музыки.

Создание сайтов Стерлитамак +7 (927) 301-4-301