Психологическая и эмоциональная подготовка к концертному выступлению в классе скрипки

Методическая разработка на тему:
«Психологическая и эмоциональная подготовка к концертному выступлению в классе скрипки»

Выполнила: Хамитова Лилия Владимировна
преподаватель МАУ ДО ДМШ№1

г.Стерлитамак 2017

Содержание
Введение
Концертное волнение
Виды и формы сценического волнения
Причины концертного волнения и способы борьбы с ними
Пять фаз предконцертного и концертного состояния
Этапы достижения эстрадной готовности
Заключение
Список литературы

Введение

Публичное выступление для скрипача – это решающий момент в творческой жизни, итог длительной работы музыканта (как зрелого, так и начинающего) над произведением. И, конечно же, это необходимый этап в системе обучения и становления музыканта, где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, творческого воображения, предслышания, технических навыков, памяти, сосредоточенности в работе над произведением и общей культуры.
Уже в период обучения в детской музыкальной школе, ученик должен привыкать к тому, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед родителями, перед самим собой и перед своим педагогом. Выход на сцену – праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение.
Концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей музыканта и контроль педагога в работе над произведением. Поведение на сцене, самочувствие во время игры, реакция на отношение слушателей – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.
Даже у одаренных детей на этом этапе иногда происходят срывы, наносящие серьезные психические травмы, что служит причиной их отказа от выступлений.
Рассматривая причины срывов, происходящих с учеником на сцене, хочется подробнее остановиться на проблеме волнения на сцене – проблеме внутреннего раскрепощения «на людях», умения освободиться от нервной напряженности.
Для многих скрипачей концертное исполнение является далеко не простым делом. Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня.

Концертное волнение

Концертное волнение нужно рассматривать как разновидность эмоциональных состояний.
Одному ученику волнение помогает прекрасно справиться со своей творческой задачей, что способствует яркому исполнению, то другому приходиться затрачивать больше энергии на преодоление волнения и при этом исполнитель не всегда достигает желаемого результата. Если произведение действительно выучено, то никаких сомнений памяти, не должно и быть. Сомнение в успехе, состояние беспокойства и неуверенности может подействовать разрушающе на творческую настройку. Музыкант не должен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. «Сама по себе память, — пишет Коган, — тут по большей части не при чём. Музыканты волнуются оттого, что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются».
Уверенность движений не менее важна, чем уверенность памяти. Если движения рук и пальцев вдруг становятся менее уверенными, то это сразу же отражается на звучании и эмоциональном тонусе игры. Чрезмерная эмоциональная напряженность ведет обычно к «зажатому» звуку, неустойчивому метроритму, ускорению «мелких» длительностей.
Скрипач должен научиться игнорировать любой промах, допущенный во время исполнения. Вместо того чтобы думать о неудаче, надо направить свои мысли к случаям, когда он выступал с особым успехом. Как известно — приятные эмоции вытесняют страхи.
Хотя волнение может иметь физические причины: например, холодные руки. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения. Возможны такие симптомы, как дрожь коленей, тряска рук, «выпадение» текста, просто боязнь выхода на сцену.
Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период подготовки к концерту допускать состояния утомления — как физического, так и эмоционального. Не зря Н.Перельман утверждал: «Настоящий музыкант отдыхает не от музыки, а для музыки».
Музыканту-ученику важно тренировать психологическое и эмоциональное состояние, как на уроках, так и в домашних занятиях. Важно создать обстановку, приближенную к концертной. Перед выходом сделать 10 приседаний, чтобы участилось сердцебиение, сбилось дыхание. Лучше всего, чтобы ребенок стоял на возвышенности, это может быть и невысокий стульчик и импровизированная сцена.
Объявить номер, при выходе ребенок должен кланяться – все как на сцене. Педагог не должен прерывать такое выступление, после проигрывания обязательно надо вместе с учеником проанализировать, проговорить положительные и отрицательные моменты в исполнении данного произведения.
Как показывает личный опыт, полезна игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Можно включить телевизор на среднюю громкость и попытаться сыграть программу. Более сложное задание – сделать то же задание с завязанными глазами. Подобные упражнения требуют большого нервного напряжения, но воспитывают внимание и сосредоточенность.
Стоит следить за состоянием мышечной напряженностью. Главная мышца – на лбу, если ребенок хмурится во время игры, напряжен, это видно невооруженным глазом. Перед выходом на сцену важно посмотреть в зеркало, улыбнуться и похвалить себя за этот подвиг – выход на сцену.
Многие музыканты (Рихтер, Ойстрах) пользовались таким методом – минут за 15 до выхода на сцену съедали 5-6 кусочков сахара, которые запивали теплым чаем или водой. «Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который при стрессе испытывает спазмы. Это приводит к восстановлению кровообращения, а также к нормальному питанию мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног и «тумана перед глазами, устраняет дрожание рук».
Чаще всего провалы на сцене связаны с верой в себя. Если педагог до последней минуты «улучшает» исполнение, то с каким настроением ученик выйдет на сцену? С каждым учеником по-разному, но за определенное время до выступления следует прекратить всякие замечания. Ученик должен верить, что он сыграет хорошо.
Важным критерием готовности программы к выступлению является исчезновение ощущения технических трудностей. Более того, немаловажное значение имеет в связи с этим наличие технических резервов: резерва беглости, резерва выносливости, резерва силы и т.д.
Лауреат Международных конкурсов, воспитанница скрипичного класса Д.Ф. Ойстраха Р.Гвасалия вспоминала, что у нее в третьей части концерта П. Чайковского никак не получался один из пассажей. Педагог успокоил ее: «Когда-то этот пассаж и у меня не выходил. «Застревал» в середине и никак дальше не шел. И вот я нашел выход: просто внушил себе, что если я закрою только левый глаз, крепко встану на правую ногу, то пассаж обязательно получится. И, правда, с тех пор он всегда получался, но, конечно, если я закрывал левый глаз!» Приведенный пример – типичный случай использования выше описанного приема привлечения внимания.
В предконцертные дни, чем меньше занимается музыкант, тем лучше. Он должен, не напрягая внимания, просто просматривать программу. Накануне концерта нужно проиграть программу только один раз, обязательно по нотам. Если ученик чувствует, что ему нужно позаниматься, он должен ограничить себя упражнениями или проигрыванием других произведений. Хорошо подойдут упражнения Генриха Шрадика, многооктавные гаммы, произведения, исполняемые на предыдущих концертах, конкурсах.
В конце концов, если программа не готова — учить ее уже слишком поздно.
В процессе разыгрывания рук перед концертом нужно помнить о такой психологической особенности исполнителя, как темпы проигрывания: игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно ведет к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии.

Виды и формы сценического волнения

Исполнительство – чрезвычайно тонкий и сложный процесс, который напрямую зависит от физического и морального состояния находящегося на сцене, как в момент непосредственно самого выступления, так и задолго до него. По своим характеристикам публичное выступление учеников относят к стрессовым ситуациям. Главным стрессом для них является зрительский зал, осознание того, что каждое их действие прослеживается и оценивается другими людьми. Поэтому возникают трудности психологического порядка. Зачастую публичное выступление становится настоящим испытанием «на прочность» даже у концертирующих исполнителей, не говоря уже об учащихся ДМШ.
Подготовка ученика к сцене должна вестись уже на начальном этапе обучения. И педагог, и ученик должны быть уверены в том, что пьеса полностью готова.
При составлении репертуарного плана и выбора произведений для участия в творческих мероприятиях разного уровня необходимо предусмотреть предполагаемый срок для решения всех технических и исполнительских задач. Чтобы успеть добросовестно пройти все стадии разучивания: от тщательного разбора текста до овладения ритмическими, техническими, артикуляционными и другими трудностями, отработки пьесы по частям и их объединение в целое произведение с единым художественным замыслом. Выученное произведение должно исполняться учеником свободно, ярко и с удовольствием.
Большинство психологов и педагогов – практиков сходятся в том, что впервые волнение дает о себе знать в возрасте 10-11 лет, у кого-то позже, у кого-то раньше.
Сценическое волнение проявляется в разных видах и формах. Оно может обнаруживаться в виде страхов, панического состояния, может трансформироваться в подавленное расположение духа, апатию, безволие, неверие в свои силы. В других случаях напротив, волнение вызывает в человеке празднично-приподнятые, возбужденно-радостные чувства. Волнуются практически все люди, выходящие на публику, но одни располагают достаточными волевыми ресурсами, другие по причине слабой воли – теряются. Большое значение имеет воспитание в учениках воли, ведущей к победе. Немалое число наших достижений на жизненном пути, в конечном результате – это победа над собой, над навыками преодолевать свои слабости, какие-то природные несовершенства.
Волевой ученик может заставить себя сделать то, что он считает необходимым, а безвольный в этих же обстоятельствах отступает. М. Норбеков пишет: «Когда одни видят перед собой пропасть, думают о бездне, другие думают о том, как построить через нее мост». Поэтому нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, упорство, смелость, инициативу, самообладание.
В своем классе я задала анкетные вопросы, которые были заданы разным по возрасту ученикам:
1) Любишь ли ты выступать?
2) Назови свое самое лучшее, самое запоминающееся выступление?
3) Самое неудачное? Почему?
4) Хотелось бы переиграть? Повторить?
5) В каком зале, перед какими слушателями хотелось бы сыграть?
6) Когда волнение сильнее – за день, за час, в момент выхода на сцену?
Эти вопросы дали интересные выводы. Все дети волнуются за 5-6 часов до выступления, больше боятся технических эпизодов, не любят играть в очень больших залах, мечтают о концерте для сверстников, друзей. Младшие ждут поддержки от родителей. Старшие любят настраиваться в одиночестве. Переживают за неудачи, потому что разочаровали педагога, родителей. Не волнуются только дети дошкольного возраста.

Причины концертного волнения и способы борьбы с ними

Существует целый ряд причин, вызывающих боязнь концертных выступлений: непривычная обстановка, недостаточная техническая оснащенность, неудачно подобранный репертуар, неуверенность в своих силах, неправильное психическое воздействие на ученика со стороны педагога и окружающих.
Что должен сделать педагог, чтобы воспитать у ученика хорошее эстрадное самочувствие? Как и когда должно происходить его знакомство со сценой? Опытные педагоги и психологи считают, что приучать ребенка к сцене нужно как можно раньше, с первых шагов обучения. Известно, в детском возрасте формируются качества будущей личности музыканта – исполнителя. И очень важно не упустить это время, когда психика ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций, что является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры, удовольствия от общения со слушателями.
Очень важно для дальнейшего развития ученика, чтобы самые первые его выступления были удачными. Большое значение для ученика имеет выбор программы и технические способности. Но даже менее удачное выступление не должно вызывать отрицательную реакцию у педагога на ученика. И со временем должна сформироваться вера в свои силы и желание общения с публикой. Именно это является важным в дальнейших успехах и формировании музыканта-исполнителя.
Возвращаясь к причинам концертного волнения, следует рассмотреть – непривычная обстановка. Изменившаяся обстановка вызывает чувство дискомфорта и неуверенности. Поэтому перед концертом необходимо позаботиться о предварительных репетициях на сцене, так как каждый зал имеет свои акустические особенности.
Интересно наблюдение Юрия Исаевича Янкелевича по поводу особенностей исполнения в зале: «для комнаты хороша маленькая картина, но на площади нужен плакат. Чтобы увлечь, заинтересовать аудиторию своим замыслом, надо четко, представить себе, какое впечатление вы хотите произвести. Быстрая техническая игра в зале не производит впечатления, она сливается, делается мелкой. В зале нужна крупная, выпуклая игра, обостренная… мощное звучание, четкость пассажей техники. для этого надо играть крупнее, выпуклее с фортепиано, но в несколько замедленном темпе, когда все контролируется. Тогда создается и ощущение спокойствия на эстраде. В то время как быстрая игра создает неустойчивость».
Еще одна особенность, о которой не следует забывать. Во время работы, дома или в классе, мы позволяем себе играть «не в полную душевную силу», как бы упражняясь, проучивая. Этап проучивания произведения нельзя исключать, но чтобы музыкальное произведение не превращалось в упражнение или этюд, требуется в конце занятия проигрывать его в темпе, словно на концерте, т.е. в присутствии воображаемых слушателей.
Многие музыканты считают, что работу над произведением нельзя считать законченной, если оно не было исполнено публично несколько раз. На раннем этапе, в музыкальных школах, можно приучать ученика играть в присутствии других учащихся. Также полезно исполнить программу родным, знакомым. Такие проигрывания-исполнения приучают ученика сразу включаться в образ произведения, вызывать в себе нужную эмоциональную настройку, достигать полной сосредоточенности в процессе игры и т.д.
Желательны пробные звукозаписи своего исполнения – пусть даже самые любительские несовершенные. Именно в процессе такой проверки, можно выявить свои недочеты, которые требуют последующей отдельной проработки. Обязательно следить по нотам, прослушивая звукозапись.
Есть несколько способов выучивания пьес наизусть, применяя которые, можно достичь более прочного и осмысленного запоминания. Учить надо начинать как можно раньше, с заучивания отдельных кусков, предварительно, анализируя, выявив более неудобные технически и гармонически эпизоды. Обычно пьесу учат наизусть на инструменте по нотам и без нот. Полезно также учить по нотам без инструмента. Некоторые педагоги и исполнители советуют учить без нот и без инструмента, например, во время прогулки, продумывая сочинение.
Следует разобрать мелодическое и гармоническое строение пьесы, заучить не только звучание, но и сам текст, авторские указания и мелодико-гармоническую структуру, а также мышечные ощущения. Очень важно во время запоминания пьесы на память – не забывать о художественной стороне. Всякое усилие, направленное на запоминание, должно сочетаться с усилием, направленным на улучшение качества игры.
Работа памяти, в известной мере, зависит от эмоциональной значимости воспринимаемого материала. Ни для кого не секрет, что материал, вызывающий интерес, запоминается легче и прочнее, чем тот, что заучивается неохотно. Дело тут в том, что когда мы взволнованы, все наши чувства обострены, мы видим и слышим острее, а когда мы видим и слышим острее, то и запоминаем лучше.
«В холодной душе, – говорит Г. Коган, – также трудно оставить глубокий след, как отлить что-то из холодного чугуна». При запоминании важна направленность на прочность запоминания. Если перед человеком ставится задача – запомнить материал «надолго», «навсегда», то он обычно запоминает этот материал на более длительный срок, чем при инструкции – запомнить на «короткий срок».
Очень полезной является игра в медленном темпе, причем не только тогда, когда произведение еще разучивается, но и тогда, когда оно уже выучено и даже исполнялось на сцене. Игра в медленном темпе нужна для того, чтобы заложить прочный «психический фундамент», вникнуть в разучиваемое место, вслушаться в интонацию, «рассмотреть» все это, как говорит Г.Коган «в лупу» и «уложить в мозгу», «надрессировать» нервную систему на определенную последовательность звукодвижений, развить и украсить психический процесс торможения.
Рассмотрев причины концертного волнения, можно сказать, что большую роль для успешного выступления играет правильный психологический настрой музыканта, который влияет как на эффективность работы, так и на стабильность выступления.
Говоря об общем режиме перед концертом, можно сказать, что он не должен резко отличаться от ритмической жизни и работы исполнителя. Лучше всего находится в одиночестве и спокойно обдумывать программу, так как пустая болтовня вредна. Некоторые исполнители прибегают к использованию дыхательной гимнастики, тот же совет дает и Б. Струне, отмечая, что волнение сопровождается повышением импульса и учащением дыхания.
Не надо забывать о режиме питания, главное не играть на концерте сытым, так как общая активность снижается и мышечная деятельность препятствует пищеварению. Разобрав некоторые средства борьбы с волнением, главное, чтобы, выходя на сцену, исполнитель верил в себя, в свое исполнение. Надо развивать радостное отношение к концертному выступлению, чтобы оно было праздником, а не «страшным судилищем». Не нужно бояться эмоциональных выступлений, ибо бояться их – значит бояться жизни. Эмоция – это выражение жизни и не иметь их, значит не жить.

Пять фаз предконцертного и концертного состояния

Предконцертное и концертное состояние имеет четкую периодичность со своими психологическими особенностями, позволяющими выделить в них пять фаз.
Первая фаза – длительное предконцертное состояние. Она не имеет четких временных границ, так как наступает, как только учащемуся становится известна дата выступления. В зависимости от подготовленности к нему или от собственных расчетов волнения периодически возникает с той или иной силой. Однако по мере приближения выступления появляется раздражительность, частая смена настроений. Все это усиливается и в день концерта или накануне становиться болезненно острым.
Вторая фаза – непосредственно предконцертное состояние. У некоторых изменяется давление, повышается температура, ощущается сильное недомогание, ученик жалуется, что заболел и выступать не может либо выявляется волнение – подъем, сопровождающийся легкой эйфорией, нетерпеливым желанием скорее выйти на сцену, мысленным планированием своего исполнения. Это оптимальное и наиболее желательное предконцертное состояние. Но бывают и другие. Это волнение – паника, связанная с сильным перевозбуждением, которое внешне проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности, когда мысли перескакивают с одного предмета на другой, руки потеют и тревожность вырастает до страха. Такое состояние приводит к случайностям, исполнение часто становится неуправляемым. Преодолеть его можно, если с помощью волевого усилия переключить внимание на музыкальное произведение, продумывание исполнительского плана. Отрицательных результатов можно ожидать и от волнения – апатии, т.е. угнетенного и подавленного состояния, когда цель и содержание выступления уходят куда-то на периферию сознания, а в нем настойчиво звучит мысль — скорее бы все это кончилось.
Самая короткая и самая острая – третья фаза эстрадного волнения, когда наступает время выхода на сцену. Эта фаза проходит как в тумане и редко остается в памяти скрипача. Возможность такого состояния педагогу необходимо предусмотреть. Для этого желательно прорепетировать с учеником выход на сцену, на которой будет проходить концерт, послушать акустику, привыкнуть к звучанию скрипки в этом зале.
Четвертая фаза – начало исполнения. Здесь важно внутренне подготовиться к исполнению, сосредоточиться и представить себе темп, динамику, желательно пропеть про себя начало пьесы. Многое здесь будет зависеть от воспитания внутреннего слуха, которые вдумчивые педагоги придают большое значение. Именно темп и звучность наиболее уязвимые стороны для учащегося и начинающего музыканта.
Очень большое значение имеет послеконцертное состояние, которое входит в пятую фазу. К сожалению, она недооценивается или даже игнорируется многими педагогами. Между тем, переживание продолжается ещё довольно долго. Это радостный подъем после удачного выступления, чувство усталости вплоть до полного изнеможения, недовольство собой и запоздалое желание – «вот теперь бы я сыграл по-настоящему!». Как важна в этих случаях спокойная уверенность педагога, поддержка друзей, сверстников. Большая неустойчивость и ранимость детской психики требует особенно бережного отношения к послеконцертным переживаниям.

Этапы достижения эстрадной готовности (из личного опыта своей работы)

— играть не отдельные пьесы, а всю программу, как на концерте.
— репетиции должны проходить с полной отдачей и ответственностью.
— репетировать перед специально приглашенными слушателями.
— не играть программу два раза подряд, так как второе проигрывание лучше первого, и создает неверное представление о готовности.
— выходя на сцену — сделать несколько глубоких вдохов и выходов, сердцебиение приходит в норму, появляется спокойствие.
— важно выбрать удобное местонахождение на сцене, встать ближе к концертмейстеру.
— важно освещение – затемненная сцена раздражает, так же, как и бьющий в глаза свет.
— необходимо удобство в одежде.
— на сцене стоять не сутулясь.
— вести себя необходимо естественно.
— держать инструмент на уровне, не опускать.
— не разглядывать публику в зале.
— выходить на сцену не торопясь.

Заключение

В заключении хочется сказать, что, конечно, приобретение уверенности на сцене – это длительная работа музыканта и его педагога. Но часто от повышенного чувства ответственности происходят срывы на сцене. Замечательный альтист и педагог В.В. Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты можешь», – снимая тем самым излишнюю установку на максимум исполнения, приводящую к зажатости.
Полная отдача воплощению музыкального образа, процесс открытия, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и жажда выявить это в реальном звучании – вот путь преодоления сценического страха.
Универсальных рецептов для преодоления негативных форм сценического волнения не существует; каждый должен выбрать для себя свой собственный, проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащегося.
Но главное – дело не только в знании рецептов. Любой музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук. Он должен выступить посредником между композитором и слушателем, показать наилучшую игру, на что он способен.

Список литературы

1. Баланчивадзе Л. В. «Индивидуально-психологические различия музыкального исполнения» Психологический журнал.1998 №1 с.126-135
2. Григорьев В. Ю. «Исполнитель и эстрада». Москва-Магнитогорск, 1998г.
3. Капустин Ю.В. «Музыкант-исполнитель и публика» Исслед.-Л.Музыка, 1985г.
4. Коган Г.М. «О психологии творческой работы». Избранные статьи, Выпуск 3, Москва, «Советский композитор», 1985 г.
5. Коган Г.М. «У врат мастерства». Москва, 1969г.
6. Ойстрах Д.В. «Воспоминание» Статьи. Музыка. Москва, 2008г.

Создание сайтов Стерлитамак +7 (927) 301-4-301