Материал подготовила преподаватель
высшей квалификационной категории
МАУ ДО «ДМШ№1» г. Стерлитамак
Никитина Н.Ю.
Выполнение домашних заданий может способствовать развитию инициативы учащихся, активизировать их познавательную деятельность и тем самым развивать их мышление. Очень важное место должны занять задания творческого характера. Они не только формируют стойкий интерес к знаниям, но и развивают интерес к самому процессу приобретения знаний, т.е. к познавательной деятельности.
Каждый ребенок от природы творец. Однако способность и стремление самовыражаться могут погаснуть со временем. Нужно предлагать ученику различные творческие работы, охватывающие, в том числе, сферу его интересов, чтобы сохранить желание к творчеству на всю жизнь. Даже в общеобразовательных школах рекомендуется больше давать домашних заданий творческих, ведущих детей к поиску: составить план, рассказ, описание, заполнить таблицу, сделать рисунки, написать сочинение и т.д.
Творческие задания помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей. Приходится сталкиваться на практике, что выполняя задание по слушанию музыки и музыкальной литературе, ребёнок демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные (рисунки к прослушиваемым произведениям). Но и творческие задания могут быть разного уровня сложности, объема, иметь различные дидактические цели, быть обязательными или дополнительными, индивидуальным или групповым, иметь различную по времени подготовку. И если задаться целью, то оказывается, что практически по каждой теме можно придумать задания творческого характера. При этом в разных группах одно и то же задание может быть обязательным или дополнительным, а так же выполненном на разном уровне. Заведомо понятно, что учащиеся с разным уровнем подготовки не смогут выполнить одно и то же задание на том же уровне, что и дети, имеющие более высокую мотивацию к обучению и способностям к обучению. Но в любом случае многие учащиеся с радостью воспринимают интересные задания, имеют возможность попробовать свои силы, получить высокую отметку. Я таково рода задания оцениваю не ниже отметки «4», что дает стимул на дальнейшее. В некоторых случаях мы с учащимися индивидуально исправляем ошибки, доводим работу до логического завершения, что дает возможность в последствие делать это уже ученикам самостоятельно. Так же лучшие работы демонстрируются классу либо учителем, либо самим учеником.
Творческие работы бывают двух видов: обязательные (они предлагаются в качестве задания на оценку) и по желанию. В максимальной степени отражают творческий потенциал вторые, но путь к ним лежит через первые. Многие ребята не чувствуют в себе таланта или решимости выполнять творческие задания — обязательная работа может их подтолкнуть к этому.
Классификация творческих домашних заданий
По содержанию | По виду деятельности | По уровню оформления |
1. Вопросник
2. Кроссворд 3. Ребус 4. Сообщение 5. Доклад 6. Сочинение 7. Реферат |
1. Индивидуальная
2. Парная 3. Мелкогрупповая (3–7 чел) 4. Групповая (10–12 чел) |
1. Рабочая (в тетради, «с листа»…).
2. Экспозиционная (на отдельном формате, содержащая иллюстрации, схемы, таблицы…): |
1. Устная форма домашней работы:
1) Музыкальная викторина (обязательный вид подготовки к каждому уроку). Это задание позволяет оценить долгосрочную музыкально-слуховую память учащихся, знание произведений, предусмотренных программой (компакт диски с музыкальными произведениями для каждого класса у учащихся имеются в наличии). Данный вид домашнего задания предусмотрен в каждом классе.
2) В 3 классе к устному домашнему заданию можно отнести задание, позаимствованное мною из педагогического арсенала Ш.А.Амонашвили: «поохотиться» дома за народными песнями, кто больше услышит и запомнит их от родителей. В этом же триместре дети узнают, что они и сами являются распространителями народных песен, но уже среди товарищей, а когда вырастут, то и среди своих детей. Можно попросить ученика выучить с другом или подружкой народную песню, который один из них раньше не знал. На следующем уроке, после опроса, можно задать вопрос о том, кто научил их петь эту песню. А также спросить: «А кому же вы её передадите?» Ответ: «Всему классу».
3) В старших классах, на уроках музыкальной литературы, это может быть традиционная форма – пересказ биографии, или истории создания произведения композитора, с обязательным условием добавить информацию, которой нет в традиционном школьном учебнике.
2. Наглядная форма домашней работы:
Распечатать портрет композитора, записать пройденные произведения в классе на оборотную сторону листа (1-3 кл) и краткой биографией (4-7кл).
3. Наглядно-демонстративная, иллюстративная форма домашней работы:
1) Рисование. Самый распространенный вид детского творчества. Учитывая возраст учеников можно предложить нарисовать иллюстрацию к теме урока или к музыкальному произведению. Главное, чтобы каждый рисунок передавал характер, образ музыкального произведения, имел эмоциональную окраску, выражал отношение «художника» к содержанию музыки.
Например: Тема урока «Кульминация» (1 кл), можно нарисовать морские волны разной высоты и самая высокая из них будет носить имя «кульминация». К пьесе «Три подружки» Д. Кабалевского, ребята «наряжают» этих подружек по-разному, но на всех рисунках узнаём в них Резвушку, Плаксу и Злюку. К теме «Музыкальный образ» (2 кл) нарисовать трех главных персонажей из вступления к опере Римского-Корсакого «Золотой петушок» (обязательным условием является, чтобы все 3 персонажа находились на одном листе, как они появляются во вступлении). К пьесе Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (1 кл) ребята с радостью рисуют самих птенцов и их неуклюжий танец. К теме «Танцы. Танцевальная музыка» (3 кл) ребята стараются передать эпоху старинных танцев. На уроке во 2 классе, когда проходим «Мимолетности» Прокофьева, сначала даем название каждой пьесе, а дома рисуем понравившуюся мимолетность.
В 4 классе (музыкальная литература,1 год обучения) дети с удовольствием рисуют рисунки к музыкальным формам, это задание позволяет легко усвоить материал и выявить пробелы в знаниях формы.
2) Демонстрация домашнего задания с предварительным разбором инструментального произведения. Во 2 классе на уроках слушания музыки к теме «Мотивная работа» можно дать задание: в пьесе по специальности (крупная форма), в разработке, определить приемы развития темы, которые использовал композитор, продемонстрировать их на следующем уроке.
В 6 классе урока музыкальной литературы к теме «Вокальное творчество» разучить с учеником романс и исполнить его на уроке.
Старшие классы (6,7): в качестве домашнего задания к теме «Инструментальные жанры» — разбор произведения по специальности, с целью определения формы, приемов развития музыки, черт стиля композитора, эпохи, конечно же с показом работы на следующем уроке.
4. Письменная форма домашней работы:
В качестве письменных работ можно предложить такие домашние задания: написать три настроения музыки; определить настроение незнакомого произведения (1 кл). Во 2 классе к теме «Приемы развития музыки» — мелодию из учебника сольфеджио записать приемами развития, пройденными на уроке. Или из того же учебника найти примеры к теме «Пары периодичностей». К теме «Пары периодичностей» предлагаю найти примеры из литературы (разбор стихотворения, с объяснением, какие строчки рифмуются, те и будут парами) (2 кл). К теме «полифония», предлагается досочинить нижний голос к мелодии песни «Маленькой елочке холодно зимой» (2 кл). В 3 классе к теме «Народное творчество» сочинить свой вариант песни-игры «Заинька», выписать праздники солнечного и лунного календаря,
В конце 1, во 2 и 3 классе одним из видов домашнего задания можно дать незнакомое произведение, с целью определить настроение музыки и элементов музыкальной речи. В 1 классе 3,4 ЭМР из 11, во 2 классе – 6,7, в 3 классе – все.
Письменные задания по музыкальной литературе усложняются. Записать определения терминов, понятий в словарь (тетрадь). Задания к теме «Музыкально-театральные жанры» могут быть такими: прочитать содержание оперы (или балета), выписать краткое содержание; составить таблицу по персонажам оперы, например,
Персонаж | Вокальный номер | действие | Певческий
голос |
Название
оперы |
композитор |
Ленский | ариозо | 1 картина | тенор | «Евгений Онегин» | Чайковский |
Тема «Музыкальные формы» (4 кл): нарисовать рисунок к каждой пройденной форме; написать сочинение к форме 3-х частная репризная.
А также задание, послушать незнакомое произведение, чаще всего инструментальное и написать «что я себе представляю» (мини сочинение). Оно может быть в любом классе музыкальной литературы.
Необходимо отметить, что названные выше формы и виды работы не являются основными (за исключением прослушивания викторины) и не должны вытеснять традиционные.
Заключение.
В процессе преподавания музыки различные виды домашних заданий были сформированы в определённую систему. Это, конечно, не значит, что домашние задания не могли варьироваться или меняться. Напротив, живая практика работы с детьми предоставляет большие возможности для появления заданий интересных и полезных в школьном обучении. Опыт убеждает: домашние задания по слушанию музыки и музыкальной литературе важны не только в музыкально-эстетическом воспитании детей. Cо своей стороны, говоря о роли домашнего задания в обучении, хотела бы отметить: нельзя обучать без домашнего задания, это крах для ученика: сначала он теряет элементы знаний, затем утратит системность в знании, а результат – неспособность освоить новый материал. Будем надеяться, что домашние задания займут достойное место в структуре современного урока музыки.