Музыкальная литература в ДМШ является основным предметом, так как:
1. На уроках специальность, работая над музыкальным произведением, учащиеся осваивают произведения музыкальной литературы;
2. На сольфеджио, развивая профессиональный музыкальный слух, создают необходимые условия для грамотного исполнения музыкального произведения;
3. Хор, оркестр, ансамбль – все они исполняют произведения музыкальной литературы.
Не все взрослые и дети способны при встрече с музыкой испытывать сильное эмоциональное переживание – это удел музыкально одарённых людей, но понимать музыкальное произведение, внимательно слушать и запоминать его можно научить всех. Поэтому главное на уроке музыкальной литературы не просто прослушать произведение, но и проанализировать его с помощью педагога (вот почему очень важно не пропускать эти уроки).
Домашняя работа учащихся имеет отличный от классной работы характер. Она варьируется в зависимости от года обучения, темы, жанров произведения. Но одно первое и непреложное правило:
1. дети обязательно должны слушать дома произведения, изучаемые в классе, запоминать их звучание. Для этого у каждого учащегося должны быть записи этих произведений (диски);
2. задания, где учащиеся при помощи компьютерной системы «добывают» краткие сведения о композиторах (биографии), об их творчестве, историях создания произведений, содержания опер по действиям. Обычно такие работы оформляются в файлы и сшиваются в отдельную папку;
3. по тетрадям-конспектам (изданным школой) выучивать правила, понятия, т.е. материал необходимый для изучения той или иной темы;
4. сочинения по музыкальным произведениям, изучаемым в курсе музыкальной литературы.
На уроке учащийся должен иметь:
- тетрадь для записей;
- тетрадь-конспект;
- тетрадь с «клеточками» (специально разлинованную 1 см. х 1 см. для музыкальных викторин);
- файловую папку;
- ручку, карандаш, линейку, ластик;
- дневник, куда записываются задания на следующий урок, и ставится роспись преподавателя и оценка за настоящий урок.